Top

Быстрая кожа снижает расход автомобильного топлива

18-20-процентное сокращение расхода топлива для обычных авто и 20-25-процентное – для гибридов и электромобилей. Очень заманчивые числа. И ведь главное, что для такой впечатляющей экономии не нужно городить никаких мудрёных технологий: требуется лишь обклеить “повозку” специальной плёнкой.

Столь внушительные результаты обещает американская компания FastSkinz, 15 января официально представившая миру чудо-плёнку MPG-Plus.

Её название намекает, что плёнка эта, будучи наклеенной на кузов, заметно снижает сопротивление воздуха, что отражается в продлении пробега машины на одном литре (галлоне, пинте, стакане) горючего. Поверхность плёнки усыпана маленькими ямками, так что в целом получается “шершавая” структура, отдалённо напоминающая акулью кожу. В каждой такой ямке воздух начинает закручиваться, создавая нечто вроде невидимого подшипника, а он помогает основному потоку легче проскальзывать вперёд.

FastSkinz поясняет, что главный эффект от плёнки – куда хитрее, чем простое снижение трения в местах, где она наклеена.
Дело в том, что при обтекании кузова (если отбросить тонкости) существует два основных участка: в передней части, где прилегающее к корпусу машины “течение” — ламинарное (то есть ровное и плавное), и в задней части, где поток уже турбулентный (с сильными завихрениями).

Между ними есть линия перехода, где пограничный слой воздуха отрывается от поверхности машины. Чем ближе это место к “носу”, тем шире “кильватерный след”, тянущийся за авто, тем сильнее разряжение в задней части, тем больше сопротивление.

Место отрыва пограничного слоя от поверхности зависит не только от формы кузова, но и от энергии прилегающего потока, которую последний быстро теряет из-за трения.

Крошечные лунки на плёнке создают меньшее торможение, так что пограничный слой отрывается куда позже (в случае с тестовым авто компании – японским “кубическим” Scion — это передняя и задняя кромка крыши соответственно).

Но даже если реальная экономия с такой плёнкой составит хоть 3% — овчинка будет стоить выделки, учитывая дешевизну метода. Особенно если этой плёнкой заинтересуются не частники, а владельцы больших автопарков. К тому же такой способ улучшить обтекаемость машины, скорее всего, даст сколько-нибудь заметное улучшение, только если изначально обтекаемость эта была плохой. На ум сразу приходят дальнобойные грузовики и всяческие фургоны.

На легковом автомобиле с плавными линиями, у которого поток воздуха и так отрывается от корпуса где-то в задней части, плёнка эта едва ли выдаст результат, который можно будет уловить приборами.

А если разница расхода с плёнкой и без неё будет мизерна, кто возьмётся проверить в полной мере возможности новой технологии? Спортсмены!

Там, где скорости выше, там и значение обтекаемости для снижения общего сопротивления движению – куда большее. На городских же скоростях, да при постоянных разгонах и торможениях, даже двукратное улучшение аэродинамики большой экономии топлива не принесёт (в отличие от автострады). Ну а в спорте и десятые доли секунды “на круге” или пара лишних км/ч для кого-то могут оказаться бесценными.

И пусть обещания американцев относительно эффективности плёнки – преувеличение, разработку не стоит отбрасывать.

© www.membrana.ru

Другие статьи рубрики "Изобретения"

Комментарии



Есть что сказать?

Вы должны войти войти чтобы оставить комментарий.


Bottom